Креативность. Хотя каждый о ней что-то да слышал, для многих людей она так и остаётся чем-то за гранью добра и зла. Загадочным явлением, которое, тем не менее всё чаще на слуху. Однако, несмотря на популярность креативности, на деле её становится меньше с каждым днём. Иными словами, креативность – это умение видеть новые связи или собирать разные штуки из одного и того же конструктора.
Не удивительно, что это востребованный навык, однако, анализ данных за 50 с лишним лет показал, что новых идей у нас становится всё меньше, а сами они утрачивают былое разнообразие и глубину, особенно среди детей. Но плохие новости на этом не заканчиваются.
Дело в том, что главным подозреваемым в этом деле учёные считают информацию, а точнее — взрывной рост её доступности. Если раньше информация была в дефиците и служила спасательным кругом, вызволяя наших предков из ситуаций неминуемой гибели, то сегодня всё диаметрально изменилось. Сначала неокрепшие умы захватило кабельное телевидение, и мы начали жадно потреблять информацию, которая по привычке казалась нам важной. Затем пальма первенства перешла к интернету, и ситуация только усугубилась. Но настоящий информационный бум был ещё впереди, когда началась эра смартфонов.
Информация стала не просто доступна. Теперь от неё невозможно скрыться. Но проблема в том, что бесконтрольное потребление данных угнетает креативность. Дело в том, что мы креативим во время отдыха от информации.
Мышление обеспечивают 3 нейронных сети. Одна работает, когда мы концентрируемся и потребляем информацию, другая – наоборот, когда отдыхаем, а третья решает какую из этих двух сетей следует задействовать.
Казалось бы, самой мощной должна быть та, которая отвечает за концентрацию, но нет. По-настоящему мозг трудится как раз в состоянии покоя, когда мы проваливаемся в себя и как бы ни о чём не думаем. Научное сообщество сначала даже усомнилось в этих данных и отказалось их публиковать. Однако, уже через несколько лет другие эксперименты подтвердили находки.
Дальнейшие исследования показали, что в этом режиме мозг проделывает колоссальный объём работы по сортировке информации. Он раскладывает её по полочкам и увязывает полученные знания с нашей картиной мира. Так рождаются новые, уникальные ассоциации. Именно в состоянии покоя наш мозг собирает что-то новое из старого конструктора. В результате, озарения сваливаются нам на голову так же внезапно, как яблоко Ньютону, когда он открыл закон всемирного тяготения.
Фокус в том, что сеть потребления информации и сеть покоя – конкуренты. Если работает одна, другая бездействует. А теперь вспомните, как часто вы пребываете в покое, сознательно игнорируя непрерывный поток информации современного мира. Позволяет ли современный человек своему мозгу разобраться в полученной информации и креативить?
Нам так нравится информационный поток, что средний пользователь хватается за смартфон по 75 раз в день или почти каждые 15 минут! А некоторые, заглядывая туда даже среди ночи, довели эту цифру до 10 минут.
Однако, как следует из исследования специалистов Калифорнийского университета, для полноценного переключения нейронных сетей, мозгу требуется минимум 23 минуты. То есть в условиях современной смартфонной жизни, наш мозг банально не успевает раскладывать что-то по полочкам.
Так, раз за разом, мы приучаем свой мозг вовсе не к креативности, а к потреблению результатов креативности других. Мы стремительно теряем способность объёмно мыслить.
Однако, ситуация совсем не безнадёжна, и если мы хотим вернуть себе прежнюю силу мысли, то должны относиться к информации так же ответственно, как и к еде. Если кушать постоянно, организм не выдерживает. Нужно делать перерывы, позволяя еде перевариться. С мозгами то же самое.
Способы развития креативного мышления:
1. Определите, что такое «Креативность» для вас
Развить креативное мышление и найти способы самореализации будет гораздо проще, если определить, в чем ваша мотивация. Задавайте себе вопросы и с пониманием, для чего вам это качество, приступайте к делу.
2. Развивайте насмотренность
Чтобы создать новое, узнавайте о старом и следите за новинками. Подпишитесь на эстетичные и творческие аккаунты в соцсетях, создайте мудборд на Pinterest.
Например, можно впечатлиться фудблогерами и приготовить не круглые сырники, а в форме сердечка. А можете поискать идеи организации пространства или новые способы ведения конспектов — это, как и любое другое новое действие, повлияет на креативное мышление.
3. Заставьте мозг работать через творчество
Креативность не придёт из ниоткуда, если вы много времени уделяете механическим задачам. Сходите на танцы, научитесь чему-то новому на мастер-классе, выделите 20 минут в день на рисование или запись своих мыслей.
Комментарии (1)