Слушать и слышать — не одно и то же: далеко не каждый способен следить за мыслями говорящего. Чтобы понять, слушает ли вас собеседник, достаточно распознавать несколько речевых паттернов.
ФОТО
Shutterstock/Fotodom.ru
КОНТРПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ
Есть много популярных техник, якобы помогающих «лучше слышать собеседника» и создавать ощущение вашей причастности. Активное слушание, повторение мыслей спикера, отзеркаливание ключевых слов — лишь немногие из примеров.
Но далеко не все эти тактики эффективны, а реальный интерес слушателя можно порой понять по простым фразам из разговора. Чтобы их выявить, американские ученые проанализировали ряд моделей поведения, которые, по расхожему мнению, кажутся доброжелательными, но на самом деле скрывают отсутствие внимательного слушания.
Лишь немногие люди действительно умеют слушать, уверена команда исследователей Гарвардской медицинской школы
Согласно результатам их последнего исследования, недостаточно просто умения не перебивать говорящего. Не стоит также пытаться бессознательно переключить обсуждение на то, чтобы дать совет или посочувствовать.
По мнению ученых, некоторые распространенные техники, такие как активное слушание, могут быть контрпродуктивными. В большинстве случаев, объясняют они, простой факт совместного времяпровождения или повторения того, что говорит ваш собеседник, не всегда позволяет понять его.
ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ НЕЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СОБЕСЕДНИКА
Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, исследователи представили и проанализировали три ситуации.
Ситуация 1
Сотрудник: Я беспокоюсь о презентации для заседания совета директоров.
Менеджер: О, ты молодец. Прошли годы, прежде чем я смог проводить презентации, не нервничая.
Ситуация 2
Коллега А: Мне действительно нужен отпуск
Коллега Б: Тебе стоит поехать на один деревенский курорт в горах. Я только что вернулся оттуда, и это был лучший отпуск за последние годы. Я пришлю тебе подробности о нем.
Ситуация 3
Пациент: Я боюсь этой процедуры.
Медсестра: Наш хирург провел сотни таких операций, и частота осложнений всегда была низкой.
Хотя эксперты признают, что ответы собеседников искренни, они предполагают: если читать между строк, можно увидеть, что собеседники далеко не всегда заинтересованы в разговоре.
По их мнению, приведенные выше реакции не соответствуют внешним потребностям собеседников
Ученые пишут: «Сотрудник, обеспокоенный заседанием совета директоров, возможно, хочет получить критическую обратную связь, а не преждевременные заверения; легкомысленное заявление коллеги А о необходимости отпуска может намекать на более глубокие невысказанные проблемы, не решенные предложением места отдыха, а пациент мог иметь скрытые эмоциональные проблемы, упущенные при попытке успокоить», — говорят исследователи. Предположения о том, что мы знаем, о чем думают другие, мешают нам понять их.
КАК НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ
Ситуации, представленные экспертами, служат для иллюстрации важного аспекта взаимодействия между людьми. «Как и другие важные навыки общения, умение слушать зависит от понимания цели, наших собственных качеств и выбора реакции», — рассказывают исследователи.
Однако научиться быть хорошими слушателями можно с помощью практики. Так, чтобы лучше научиться слушать, мы должны сперва «научиться молчать», объясняет психотерапевт Кристель Петитколлин. «Сперва это неестественно, но чем больше вы учитесь слушать, тем больше вам нравится это делать. И не зря: когда вы искренне слушаете, люди становятся интересными», — заявляет эксперт.
ТЕКСТ:Мария Миглау
ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИЙ:Shutterstock
Комментарии (3)