Замечали ли вы, что поиск баланса между семьей и карьерой лишает энергии и веры в себя? Необходимость совмещать различные роли мешает прежде всего женщинам. Никому не придет в голову при приеме на работу спросить мужчину, как он умудряется строить успешную карьеру и уделять время детям. Женщинам отвечать на такие вопросы приходится каждый день.
ФОТО
Shutterstock/Fotodom.ru
ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ИСКАТЬ БАЛАНС МЕЖДУ РАБОТОЙ И СЕМЬЕЙ
Мы все, вне зависимости от пола, хотим признания, социального статуса, возможности развиваться, при этом не теряя связи с близкими и участвуя в жизни наших детей. По данным исследования компании Egon Zehnde, 74% людей заинтересованы в управленческих позициях, однако с возрастом среди женщин этот процент уменьшается до 57%. И одна из главных причин — проблема баланса между работой и семьей.
Если понимать баланс как соотношение равных частей времени и сил, которые мы отдаем работе и личной жизни, то стремление найти это равенство может загнать нас в угол. Именно погоня за ложной надеждой, ярое стремление достичь равновесия, сверхтребовательность — то, что нас опустошает. К уже существующему уровню стресса добавляется новый фактор — невозможность одинаково хорошо справляться со всеми обязанностями.
Сама постановка вопроса: поиск баланса между двумя вещами — заставляет нас выбирать «или-или», как если бы работа не была частью жизни, как друзья, хобби, дети и семья. Или работа — что-то настолько тяжелое, что сложно уравновесить приятной личной жизнью? Баланс — это некая идеализация, поиск стазиса, когда никто и ничего не двигается, все застыло и будет идеальным навсегда. В действительности поиск баланса — не что иное как стремление жить полноценной жизнью.
Что, если вместо того, чтобы балансировать «несбалансированное», попробовать построить единую стратегию отношения к работе и личной жизни?
Более продуктивен взгляд на человека как на целостную систему, в отличие от дуалистического подхода, который делит его на противоборствующие «части» с разными желаниями. Ведь и работа, и личное, и семейное — части одной жизни, в них есть как прекрасные моменты, так и то, что тянет нас вниз.
Что, если применить единую стратегию к обеим сферам: делать то, что любишь, и получать от этого удовольствие, стараясь максимально эффективно справиться с неинтересными задачами и направить свою экспертность туда, где она действительно ценна? Попробуйте отнестись к балансу как к стремлению реализоваться в обеих сферах без сожалений и чувства вины. Это даст вам чувство самореализации, наполненности и равновесия.
ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ
1. Строительство
Вместо стратегии отказа, которая рождает ощущение дефицита и лишает нас удовлетворенности, примените стратегию строительства. Вместо того, чтобы думать о том, что вы недорабатываете, находясь дома, и жалеть о недостаточном времени с детьми, сидя на переговорах в офисе, стоит осознанно строить полноценную жизнь.
У этой стратегии есть и физиологическое объяснение. За реакцию на стресс и расслабление в нашем организме отвечают две разные нервные системы, симпатическая и парасимпатическая соответственно.
Секрет в том, что они должны обе одинаково работать: количество отдыха должно равняться количеству стресса
Выберите и регулярно практикуйте занятия, за которыми вы отдыхаете: велосипедные или пешие прогулки, физическая активность, общение с детьми и близкими, уход за собой, хобби. Со временем вы почувствуете, что «система расслабления» начала побеждать реакцию на стресс.
Также вам может помочь альтернативное планирование выходного дня, когда вы составляете план на день «обратным» образом, закрепляя за приятными занятиями приоритет, вместо того чтобы делать их по остаточному принципу после «нужных» дел.
2. Отказ от стереотипов
Работа может стать хорошим поводом объяснить детям и близким пользу, которую вы приносите, причины, по которым вы занимаетесь профессиональным делом, и, наконец, вашу роль, которая дополнит домашний образ. Не преуменьшайте значение времени, проведенного на работе, — наоборот, посмотрите на вашу деятельность как на ценный вклад и используйте шанс рассказать о своих ценностях ребенку.
Бытует мнение, что женщина, которая предпочитает карьеру, делает своих детей несчастными. Результаты исследования, проведенного среди 100 тысяч человек в 29 странах, опровергают эту гипотезу.
Дети работающих матерей так же счастливы, как и те, чьи матери остались дома на полный день
Кроме того, налицо положительное влияние: взрослые дочери работающих мам с большей вероятностью будут работать самостоятельно, занимать руководящие позиции и получать высокую зарплату. Сыновья работающих матерей придерживаются гораздо более равноправных гендерных отношений и распределения обязанностей в семье. Помните об этом, когда столкнетесь со стереотипом, что работающая мать недодает что-то ценное своему ребенку.
3. Жизнь вокруг «люблю»
При поиске баланса важно понимать, что именно дарит вам вдохновение на работе. При схожих обязанностях одних «зажигает» шанс бросить вызов себе и достичь невозможного, других — возможность инвестировать время в обучение сотрудников, третьих мотивирует процесс созидания, четвертым в удовольствие провести переговоры с клиентами.
Проанализируйте, что именно вы любите делать, что заряжает вас энергией, дает чувство радости и потока, а потом максимизируйте это
Можно попробовать пожить хотя бы месяц в других категориях: вместо привычных «работа» и «семья» разделить свою жизнь на «любимое» и «нелюбимое».
Было бы наивно утверждать, что мы должны заниматься только тем, что любим. Однако, если понаблюдать за собой и выделить то, что нам нравится делать (на работе или в семейной жизни), а затем увеличить пропорцию любимого в обеих сферах, это позволит почувствовать себя лучше. Кроме того, наши друзья, близкие, коллеги смогут получить выгоды от наших лучших проявлений.
ЧТО В ИТОГЕ
Если вы сможете построить свою жизнь вокруг этих принципов, плетя ткань реальности «сквозь» разные сферы и сделав центром то, что вы действительно любите, это будет приносить вам удовлетворение и радость.
Не стоит радикально менять все сразу — так очень легко столкнуться с неудачей и оставить все как есть. Начните с малого. Если вы работаете 60 часов в неделю, не стремитесь сразу вписать себя в рамки 40 часов. Если вы никогда не ужинали с семьей, не требуйте от себя делать это каждый день.
Самое важное — сделать первый шаг и придерживаться новых принципов во что бы то ни стало. Начать поможет китайская мудрость: «Есть два благоприятных момента начать новое: один был 20 лет назад, второй — прямо сейчас».
Надежда Дешковец
Бизнес-консультант, сертифицированный трансформационный коуч, ментор, спикер TEDx, со-основательница и тренер школы лидерства «Она может все»
ТЕКСТ:Ольга Кочеткова-Корелова
ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИЙ:Shutterstock
Комментарии (3)