Читайте самое интересное про звезды, здоровье, секс и многое другое

Как научить ребенка прилагать усилия

 

Добиваться успеха непросто, а старание и прилежание не возникают сами. Мы можем привить их детям, говорят эксперты, если и сами верим в то, что не все в нашей жизни — результат везения.

 

Мы живем в эпоху мгновенных результатов, недолговечных достижений, случайных побед. Эстрадные звезды ярко вспыхивают и тут же гаснут, спортивные кумиры взлетают на пьедестал и так же стремительно его покидают, участники телешоу в один вечер становятся миллионерами...

Успех кажется результатом везения и умения обаять окружающих, а не плодом труда, упорства и терпения. И сами мы все чаще ведем себя так, словно сидим перед телевизором: не нравится что-то, не получается, мы тут же переключаемся — на другие занятия, отношения, чувства…

Наши дети легко перенимают такой стиль поведения, ведь в основе детской психики лежит принцип удовольствия, немедленного удовлетворения желаний. Как убедить их в том, что для достижения результата нужны время и сосредоточенный труд?

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ УСИЛИЯ?

Прилагать усилия — значит преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели. Когда ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, поскольку может гордиться собой: «Я смог, хотя это было совсем не просто!»

В такие минуты меняется и его представление о времени. Взрослый человек способен планировать, структурировать свое время и предвидеть, каким будет результат его труда. Ребенок живет настоящим. Когда он прилагает усилия, чтобы достичь результата, он выходит за пределы сиюминутного восприятия действительности.

Постепенно он учится предвидеть результаты своих усилий — «Из этого пластилина у меня получится отличный слоник» — и предвкушать удовольствие, которое они ему доставят, — «Слоник точно понравится маме!». А затем к детям приходит осознание того, что существует будущее и то, каким оно будет, зависит и от них. Так что результат — радость и гордость на лице мамы при виде пластилинового слоника — стоит того, чтобы потрудиться, и это вселяет оптимизм и побуждает к творчеству!

ПОЧЕМУ ТАК НЕПРОСТО ПРИВИТЬ ЕМУ ТРУДОЛЮБИЕ?

Для того чтобы научить ребенка прикладывать усилия, от взрослых также требуются усилия. Но нам нелегко быть последовательными, особенно если после рабочего дня, автомобильных пробок и похода по магазинам предстоит добиться того, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, доделал уроки, погулял с собакой. Ведь придется требовать, объяснять, уговаривать, подбадривать…

Гораздо легче сэкономить время и силы и убрать игрушки и одежду вместо него. Прекрасно понимая, что окружающий мир не всегда радушен, родители создают вокруг дочери или сына своего рода защитный кокон — иногда слишком плотный!

Защита и эмоциональная поддержка ребенку необходимы, но этот кокон должен постепенно делаться более проницаемым для мира. Одна из задач родителей — объяснить ребенку, как этот мир устроен: чтобы что-то получить, необходимо приложить усилия.

КАК ЕГО МОТИВИРОВАТЬ?

Нередко мы пытаемся добиться от детей «правильного» поведения, пристыдив их. Но этот метод неэффективен. Указывая ребенку лишь на его промахи, мы вызываем у него чувство вины. Он начинает думать, что не способен сделать что-то по-настоящему хорошо, и в итоге перестает стараться: зачем быть усердным, если все равно ничего не получится?

 

Усилие легче прилагать, если видишь ясную цель и привлекательный «бонус» по завершении дела. Научиться читать легче, когда очень хочешь узнать, чем закончится история про Муми-тролля. Есть стимул разобраться в нотах, чтобы записать собственный рингтон на мобильном. Заговорить по-английски удастся быстрее, если тебя зовут общаться в англоязычном чате…

Если ребенок отказывается «работать», постарайтесь разобраться в причинах забастовки

Детям нравится преодолевать трудности, в такие моменты они ощущают себя более взрослыми и самостоятельными… Но когда мы настаиваем на регулярных занятиях, важно помнить: ребенок развивается, только когда делает то, что ему действительно нравится. Если он отказывается «работать», постарайтесь разобраться в причинах забастовки: возможно, плавание или хоровое пение его просто не увлекают, а лень и неусидчивость тут ни при чем.

ВСЕГДА ЛИ НУЖНО ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ УСИЛИЯ ВАЖНЫ?

Объяснения необходимы, когда мы просим ребенка о чем-то в первый раз или он активно сопротивляется нашим просьбам: «Обязательно надо чистить зубы, иначе они будут болеть». Дети чувствуют себя спокойнее, если мы последовательны в своих требованиях и они внятно сформулированы.

Вот почему так важны ежедневные ритуалы: собирать школьный портфель с вечера, утром застилать постель… Ребенок должен понимать, что именно и зачем ему надо делать, иначе он чувствует досаду, бессилие и протест. Трудно принять упрек: «Ты никогда не помогаешь по дому!» — если тебя ни о чем конкретно не просили.

А ЕСЛИ ОН НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ?

Дети нуждаются и в отрицательном опыте — конечно, при условии, что их жизни и здоровью ничего не угрожает. Для психологического роста и развития им необходимо накапливать опыт преодоления собственных неудач. Нужно позволить им встречаться с последствиями своих действий или бездействия — это помогает взрослеть. Делая за ребенка уроки из боязни, что он получит плохую оценку, мы лишаем его возможности узнать реакцию мира на его поступки.

И нужно показывать ему пример. Лишь маленькие дети стараются вести себя так, как говорят им родители, — им необходимо чувствовать, что их любят, одобряют. В старшем возрасте ребенок стремится быть похожим на того, кого ценит и уважает, поэтому на его поведение влияет личный пример мамы и папы. «Я и сама не люблю чистить картошку, но ведь запеканку-то мы с тобой обожаем! Так что нам стоит чуть-чуть поднапрячься: ты чистишь, я — пеку!»

 

КАК ПОМОЧЬ ЕМУ В НЕУДАЧЕ?

Помогите понять, что именно не получилось. С маленьким ребенком мы вместе выполняем движение, которое ему пока не удается, например, подниматься по лестнице. Когда он подрастает, учим анализировать, почему его усилия не увенчались успехом. Может быть, задача была слишком трудной? Или надо было действовать по-другому?

Важно быть терпеливым и избегать обобщающей критики, например: «Конечно, у тебя не получилось, ведь ты опять…» Зачем ему стараться в другой раз, если его уже записали в неудачники?

При доверительных отношениях с родителями он может быть уверен, что в ответ на историю о своих неудачах не услышит: «Так я и знал!», «Я же тебя предупреждала». Лучшее утешение тому, кто потерпел поражение, — обращение к его чувствам, уважение его личности и безусловное принятие.

МАЛОЕ УСИЛИЕ СТАНЕТ БОЛЬШИМ

Отношение ребенка к необходимости прикладывать к чему-то усилия меняется по мере того, как он взрослеет, объясняет психотерапевт Екатерина Малишевская.

Раннее детство: в некоторых ситуациях ребенок охотно старается, прикладывает усилия, особенно когда ему хочется подражать родителям. В остальных случаях ему необходимы стимулы: самому надеть пальто, повторить трудное слово, построить что-то из конструктора… Его мотивирует желание понравиться родителям, заслужить их одобрение и получить подтверждение их любви. Ему очень нравится демонстрировать свою независимость, показывать, что он уже умеет делать: «Я сам!»

Детство: ребенок подрастает, он по-прежнему хочет нравиться своим родителям, но в эту группу важных для него людей уже входят его друзья, учительница, дети старшего возраста… Он готов прилагать усилия, но еще плохо умеет распоряжаться своим временем: часто ему нужно напоминать, что пора делать домашнее задание или принимать вечерний душ.

Отрочество: одобрение сверстников становится для него гораздо важнее того, что думают и говорят родители. Ничегонеделание может стать для него способом отграничить себе личное время и пространство. Ему стоит напоминать, каких важных для него целей он может лишиться, если не будет ради них прилагать усилия.

Об экспертах

Анна Бердникова, детский психолог

Ольга Перевозчикова, детский психотерапевт

Екатерина Малишевская, семейный психотерапевт

 

ТЕКСТ:Надежда Василевская

ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИЙ:Getty Images


Источник: https://www.psychologies.ru/standpoint/nauchit-rebenka-prilagat-usiliya/
Опубликовал:
Теги: родителям

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ирина Алпатова
Все так. Все правильно. Есть не возражения, а, скорее, сомнение. Ребенок наблюдает жизнь, и по мере его взросления, он наблюдает "странные" вещи: вот его - трудолюбивые родители, которые работают, стараются, прилагают усилия и...чистят зубы, - но... считают копейки, ужасаются увеличению стоимости коммунальных услуг, переживают, что в этом месяце снова не смогут помочь своим престарелым родителям, и желанный гаджет именно такой, какой хочется, они своему сыну/дочери купить не смогут, и честно говорят, что не смогут, не обманывают. А вот другие родители у другого ребенка - могут. 40 лет назад наши родители, провожая нас в школу говорили: "сынок/дочка, учись, будь старательным, будь прилежным, если хорошо закончишь школу, сможешь поступить в хороший ВУЗ, а если и там будешь стараться, - получишь хороший диплом, и тогда сможешь поступить на хорошую работу, ну, а там: все в твоих руках, будешь стараться работать, будешь повышать свою квалификацию, станешь Мастером своего дела, - и твое благосостояние будет расти, твоя зарплата будет расти, твое качество жизни будет расти, твои материальные возможности будут расширяться!". И 40 лет назад это было ПРАВДОЙ. И мы - верили. И старались. Учились, повышали квалификацию. А потом - выросли, оглянулись по сторонам: а оказывается, "на коне" оказались другие люди - которые и школу прогуливали, с "тройками" еле выпустились, а дипломы о высшем образовании "купили". Нет, не все. Но, оказывается, и так было можно! И фраза из анекдота: "если Вы такие умные, что же Вы такие бедные?" - не вызывает смех, а вызывает негативные чувства. Очень сложно научить ребенка тому, "чего нет на самом деле". Что толку создавать для своего ребенка "особый мир, которого нет", - ведь родители, к сожалению, живые люди и смертны, - и с безвременным уходом родителей "мир", который они создали для своего ребенка тоже ... умрет. (из личного горького опыта, - я похоронила маму, которой было 48, и оказалась СОВЕРШЕННО не готовой к жизни, несмотря что была "золотой медалисткой" и "красной дипломницей", - я была старательной, усидчивой, умеющей ставить перед собой цели и достигать их интеллектуалкой, а жить как в этом мире, - не знала... шишек набила кучу). И что теперь, детей не учить усидчивости? - Учить. Но результата либо не будет, либо "научить детей усидчивости и старательности" - будет бесконечной трудной работой родителей с переменным успехом, пока жизнь не изменится. Пока "усидчивость" и "старательность" не станут естественным и непреложным требованием жизни.
Анна Ortmann 
У нас хорошо работают ритуалы: пришли из школы, поели, уроки. Для всех одинаково! Для мамы, для дочи (16) и для сына (11). Никто не спрашивает, хочешь или нет. Спокойно и мирно. И празднуем маленькие и большие "победы", награждаем себя любимым фильмом, вкусной едой, когда нет Короны, то и походом в кино или в бассейн. Ритуалы- великая вещь!
Елена Глухова 
Ничего конкретного!как заставить делать уроки, если он просто не хочет их делать? И мотивация о будущей профессии, работе, зарплате, не помогают. Он лучше книжку почитает. Хотя учительница говорит, что он способный по всем предметам развивать надо все! Он эрудированный, потому что много читает и не только художественную литературу, наоборот, больше любит энциклопедические издания. Что делать не знаю, а всего лишь третий класс! Писать не любит, если надо что-то переписать, настоящая истерика!
Сергей Клинский 
Хорошо, что книжки читает, а не в телефоне играет
Татьяна Ласунова 
Читающий ребенок и так всех опередит))
Ксения 529460@bk.ru 
Вам, Елена, повезло - ваш ребёнок любит читать. В принципе, можете немного отстать от своего ребёнка. Мне кажется, что он и сам разберётся, что ему интересно по этой жизни, раз у него есть интерес к специальной литературе. Такому ребёнку, похоже, только стоит не мешать развивать то, что он сам захочет, а не навязывать своё. Всё развить всё равно не удастся, не стремитесь к совершенству. Ничего хорошего в этом, только куча болячек и неврозов. Моему-то по-настоящему ничего неинтересно, кроме телевизора и компьютерных игр. Хотя и телефон и компьютер мы ограничиваем во времени, а вот, хорошая литература у нас в избытке, но увы... Любит музыку, но как услышит, что этому учиться надо, уже ничего не хочет. А уже в 4 классе.
Данил Арутюнов
Убойный аргумент Александры Даниловны, моей покойной бабушки, армянской тигрицы сопливой нехочухе: Мальчик, в твои годы другие мальчики уже взрослых фашистов убивали - и глазами так далеко не амор ... что сразу умР ...
Елена Фаворина 
Советовать всегда проще, чем это есть на самом деле.
Светлана Иванова 
ВОТ И НАПОМИНАЕШЬ КАК ПОПУГАЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ,ЧТО УЧИТЬСЯ НАДО! ЕСЛИ БЫ ЭТО ПОМОГАЛО, ОСОБЕННО В 16-17 ЛЕТ.....
Снежана Колесникова 
А я своей дочери говорю, что учиться нужно, в первую очередь, для себя. Для того, чтобы когда Ты открыла рот - тебя было приятно слушать. А для этого нужно много знать. К сожалению, в наше время очень мало приятных собеседников среди молодежи...
Ольга Тофеенко 
Девочки, вы это говорите дежурно, на автомате, а попробуйте с юмором, с мечтами и....
Стелла Гончаревская 
Согласна с автором и комменаторами, что родители должны подавать пример. Но, в моём случае, было немного по-другому. Я любила своих родителей, несмотря ни на что. Никогда не хотела жить так, как они. Но папа, учителя и много других восхищались Марией Кюри, Софьей Ковалевской и т.д. Сначала я просто пыталась порадовать своих родителей успехами в учёбе. Олимиады, дипломы... Потом, как сейчас говорят, "залипла", "подсела".Читала истории и биографии людей, на которых мне хотелось или не хотелось быть похожей. Не внешне, конечно. Я люблю Чехова. Мои родители его не читали и на него не похожи. Но был правильный посыл.)))) Нет?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Иностранцы завидуют нашей смекалке: как вернуть кошку в дом без лишних усилий
Иностранцы завидуют нашей смекалке: как вернуть кошку в дом без лишних усилий
14
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:08 07 апр 2021
Так делали наши мамы и бабушки: сильный нагар уберем без усилий
Так делали наши мамы и бабушки: сильный нагар уберем без усилий
18
Советы по домоводству 12:59 29 мар 2021
Ректификационная колонна своими руками, чертежи с размерами Ректификационная колонна своими руками, чертежи с размерами
Притча о том, как научить детей счастью
Притча о том, как научить детей счастью
15
Жизнь прекрасна 07:45 16 апр 2017
Как научить ребенка быстро запоминать стихи
Как научить ребенка быстро запоминать стихи
4
Дача сад огород и просто интересное 04:55 03 сен 2016
Простое правило в туалете, которому нужно научить всю семью
Простое правило в туалете, которому нужно научить всю семью
59
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:01 18 дек 2020
Как научить ребенка быть счастливым?
Как научить ребенка быть счастливым?
7
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:48 27 дек 2019
Как научить ребенка читать?
Как научить ребенка читать?
0
Женский сайт 11:30 24 дек 2015
Научили трахаться
Научили трахаться
13
Живи правильно 14:00 12 июл 2017
Кто ненавидит чистить духовку, полюбит этот прием. Сияющий блеск без лишних усилий.
Кто ненавидит чистить духовку, полюбит этот прием. Сияющий блеск без лишних усилий.
30
Интересный мир 04:51 28 мар 2018
Простой способ научить ребенка не перебивать
Простой способ научить ребенка не перебивать
2
Жизнь прекрасна 19:00 27 янв 2017
Простой способ научить ребенка не перебивать
Простой способ научить ребенка не перебивать
1
Жизнь прекрасна 17:30 23 мар 2017
К чему приведет отмена алиментов?
К чему приведет отмена алиментов?
20
Живи правильно 10:12 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства